Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная

О школе
Сведения об организации
Официальная информация
История школы
Материально-техническое обеспечение
Модернизация образования
Противодействие коррупции

Документы
Нормативные документы
Локальные акты
Учебные планы и программы
Финансовые документы
Самоанализ

Методическая копилка
Методические объединения

Направления работы
Информатизация
Здоровьесбережение
Профориентация
Патриотизм

Публичный  отчет

Учебный процесс
Образовательные программы
Электронный образовательные ресурсы
Расписание

ЕГЭ, ГИА
ЕГЭ
ГИА

Внеклассная работа

Библиотека

Психолог

История школы

Школьные новости

Фотогаллерея

РОДИТЕЛЯМ
Прием в 1 классы

GISMETEO: Погода по г.Матвеев Курган

 

 

 

Инновационный проект
 "Создание образовательного пространства для развития и сопровождения
 одаренных детей"

 1. Тема инновационного проекта:

"Создание образовательного пространства для развития и сопровождения одаренных детей"

 

Цели и задачи проекта.

Цель проекта

Создание оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем  обновления структуры и содержания образования, развития  практической направленности образовательных программ.

 Основные задачи проекта:

·      способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

·      внедрить в образовательное пространство школы инновационные педагогические технологии обучения детей с высоким уровнем одаренности;

·      совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

·      создать банк данных одаренных детей, банк методического обеспечения.

·      создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;

·      расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

·      Обеспечить нормативно-правовое, научно-методическое и психологическое сопровождение  работы с одаренными детьми;

·       Продолжить работу по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

 

2. Концепция проекта

 

В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

В свете преобразований остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
          Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  •       Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  •       В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  •       В школе должны быть свои традиции.
  •       Школа должна давать современное образование.

     В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках и в системе дополнительного образования.

 Модель  современной   школы  должна соответствовать целям опережающего инновационного  развития  экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

 Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью  подразумевается  способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из направлений в образовательной программе школы является система поддержки талантливых детей. В рамках данного направления должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности. 

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся строится на индивидуальном подходе, на применении дифференциации содержания образования, форм организации деятельности детей.  

В школе реализуется комплексная целевая программа «Одаренные дети» направленная на выявление детской одаренности и создание условий для развития, личностного роста и формирования индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей.

 

     3. Программа инновационной работы

          Цели:

  •      создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;
  •      обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

       Основные направления реализации проекта:

1.  Идентификация одаренных и талантливых детей

Создание системы учета одаренных детей через:

·      анализ особых успехов и достижений ученика;

·      создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

·      диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

·      преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;

2.  Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

·      создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;

·      включение в учебный план лицея факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;

·      формирование и развитие сети дополнительного образования;

·      организация научно-исследовательской деятельности;

·      организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

·      мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

·      организация эффективного взаимодействия педагогов.

3.    Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей

·      Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы местных и районных СМИ;

·      Функционирование стенда «Гордость школы»;

·      Школьный конкурс  «Самый умный»;

·      Информирование о достижениях ребенка родителей, общественность.

4.     Педагогическая поддержка одаренных детей

·      Создание целевой творческой группы;

·      Повышение профессионального мастерства через систему школьных тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;

·      Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;

·      Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;

·      Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей

 5.   Работа с родителями одаренных детей

·      Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

·      Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

·      Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

В основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

 

 

Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:

  •       целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия одаренного ребенка;
  •       эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);
  •       сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

Система дополнительного образования

 

Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования.

Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.   Предоставление детям воз­можности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования во внеурочное время; самореализации личности, участия в деятельности различных творческих  объединений.

 

Научно-методическое обеспечение проекта.

 

-Наличие в школе программы «Одаренные дети»,  не противоречащей действу­ющему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.

-Наличие информационно-методических материалов в помощь орга­низаторам учебно-воспитательного процесса по проблеме.         

-Мониторинг образовательного процесса, осуществляемый в школе в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в ней для развития и сопровождения одаренных учащихся.

 

Сроки реализации.

 Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год ).  Включает :

·         Создание нормативно-правовой базы.

·         Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.

·         Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.

·         Организация методического обеспечения. 

·         Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно – практический (2 года).

  •             апробация программы работы с одарёнными детьми;
  •             мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  •             отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  •            методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  •            отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  •             психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).

  •        анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  •        анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  •        анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  •        определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Ожидаемые результаты программы и показатели эффективности

-       Повышение качества образования.

-       Повышение показателей успешности детей:

·        увеличение числа учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах.

·        увеличение удельной доли одаренных детей, вовлечение в научно-исследовательскую, проектную деятельность.

-       Создание эффективной формы оценивания учебных и внеучебных достижений  учащихся («портфолио ученика»).

-       Внедрение системы поощрения и стимулирования детей, занимающихся научно  исследовательской, проектной деятельностью.

-       Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.

-       Создание имиджа школы, привлекательного в глазах всех субъектов  образовательного процесса, общественности, подтвержденного результатами социологических исследований.

-       Обобщение результатов работы с одарёнными учащимися.

Методические результаты:

- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

- разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;

- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

 

 

Продукты деятельности проекта:

 

§        Пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми.

§        Пакет диагностического инструментария.

§        Разработка курса по психологии одаренности и педагогике для повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

§        Программа работы с одаренными детьми.

§        Авторские программы педагогов школы.

§        Научно – исследовательские работы учащихся, проекты, творческие работы.

§        Сборники литературных работ учащихся.

§        Методические разработки проведения олимпиад, конкурсов, конференций

§        Информационные проспекты и буклеты, тематические статьи и передачи в СМИ по результатам работы с одаренными детьми.

§  Научно-методические разработки, сборники материалов, научные статьи, презентации продуктов деятельности.

 

5. План работы по внедрению проекта

 

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование

мероприятия

Ответственный

за выполнение

Ожидаемые результаты

1. Развитие системы поддержки талантливых детей

2012 год

Диагностика

Педагог-психолог, учителя, классные руководители

Выявление одаренности у детей

2012 год

Разработка Положения по работе с одаренными детьми

Администрация школы, методический совет

Нормативная база по работе с одаренными детьми

Ежегодно

Создание банка данных учащихся, проявивших свои таланты в различных областях деятельности

Администрация школы

Банк данных учащихся

2012-2015

год

Организация ежегодных школьных конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности

Администрация школы, учителя

2012-2015

год

 

Создание условий для участия детей в конкурсных мероприятиях  всероссийского, регионального и муниципального уровней

 

Администрация школы, учителя

Нормативные документы

По мере проведения мероприятий

Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов

Зам директора по УВР

Банк текстов

В течение года

Создание рекомендаций по работе с одаренными детьми

Психолог

Увеличение количества учащихся участников олимпиад, конкурсов, соревнований

Ежегодно

Проведение предметных недель

Учителя-предметники

Повышение уровня эффективности учебной работы школьников

В течение

года

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня 

Учителя-предметники

Повышение уровня эффективности учебной работы школьников

В течение

года

Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми

Учителя-предметники

Повышение уровня эффективности учебной работы школьников

Ежегодно

Формирование банка творческих работ учащихся, размещение на сайте школы лучших работ учащихся

Учителя-предметники

Зав.библиотекой

Банк работ учащихся

По мере необходимости

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей

Психолог

Предотвращение рисков в работе с одаренными детьми

Сохранение психического и физического здоровья школьников

2012-2015

год

Организация работы постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми.

 

Администрация школы

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Самоутверждение, самореализация педагогов

2. Совершенствование учительского корпуса

 

Обеспечение непрерывности и актуальности повышения квалификации педагогических работников:

 

2012-2015

год

а)  своевременная организация и финансирование повышения квалификации работников школы, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации

Администрация школы, учителя

Увеличение доли педагогов, мотивированных на непрерывное образование

 

 

2012-2015

год

б) участие учителей школы  в профессиональных конкурсах  по проблемам одаренности

Администрация школы, учителя

Ежегодно

в) составление плана-графика повышения квалификации педагогических работников

Администрация школы, учителя

2012-2015

год

Разработка совершенной модели методического образования педагогических работников по работе с одаренными учащимися

Администрация школы

Повышение качества и результатов педагогической деятельности

 

 

2012-2015

год

 

Сотрудничество с ВУЗами, СУЗами

Администрация школы

Обеспечение школы преемственности между школой и  другими учебными заведениями

 

3. Изменение школьной инфраструктуры

2012-2015

год

Создание условий в школе для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выявление и развитие одаренности школьников

Администрация школы

Комфортные условия соответствующие требованиям САНПин

2011-2015

год

Оснащение рабочего места педагогов и учащихся современными компьютерами, доступ к сети Интернет

Зам. директора по АХР,  директор школы

Увеличение  количества  компьютерного  оборудования, приходящегося  на  1  учащегося

2012

Создание школьной локальной сети

Зам. директора по АХР,  директор школы

Развитие единой образовательной среды

Ежегодно

Оснащение учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами

Директор школы

Доступность ресурса для всех участников образовательного процесса