|
|
Инновационный проект 1. Тема инновационного проекта: "Создание образовательного пространства для развития и сопровождения одаренных детей"
Цели и задачи проекта. Цель проекта Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ. Основные задачи проекта: · способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; · внедрить в образовательное пространство школы инновационные педагогические технологии обучения детей с высоким уровнем одаренности; · совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям; · создать банк данных одаренных детей, банк методического обеспечения. · создать условия для укрепления здоровья одарённых детей; · расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах; · Обеспечить нормативно-правовое, научно-методическое и психологическое сопровождение работы с одаренными детьми; · Продолжить работу по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
2. Концепция проекта
В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
В свете преобразований
остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического
потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального
уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей
общественного процесса.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках и в системе дополнительного образования. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью подразумевается способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из направлений в образовательной программе школы является система поддержки талантливых детей. В рамках данного направления должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности. Система работы по развитию творческих способностей обучающихся строится на индивидуальном подходе, на применении дифференциации содержания образования, форм организации деятельности детей. В школе реализуется комплексная целевая программа «Одаренные дети» направленная на выявление детской одаренности и создание условий для развития, личностного роста и формирования индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей.
3. Программа инновационной работы
Основные направления реализации проекта: 1. Идентификация одаренных и талантливых детейСоздание системы учета одаренных детей через: · анализ особых успехов и достижений ученика; · создание банка данных по талантливым и одаренным детям; · диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; · преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия; 2. Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей· создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей; · включение в учебный план лицея факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы; · формирование и развитие сети дополнительного образования; · организация научно-исследовательской деятельности; · организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. · мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности; · организация эффективного взаимодействия педагогов. 3. Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей· Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы местных и районных СМИ; · Функционирование стенда «Гордость школы»; · Школьный конкурс «Самый умный»; · Информирование о достижениях ребенка родителей, общественность. 4. Педагогическая поддержка одаренных детей· Создание целевой творческой группы; · Повышение профессионального мастерства через систему школьных тематических семинаров, обобщение опыта педагогов; · Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме; · Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика; · Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей 5. Работа с родителями одаренных детей· Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; · Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; · Поддержка и поощрение родителей одаренных детей 6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренностиВ основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:
Система дополнительного образования
Необходимым условием для решения стоящих перед школой задач в области развития творческих способностей личности является создание системы дополнительного образования. Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы. Предоставление детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования во внеурочное время; самореализации личности, участия в деятельности различных творческих объединений.
Научно-методическое обеспечение проекта.
-Наличие в школе программы «Одаренные дети», не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. -Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам учебно-воспитательного процесса по проблеме. -Мониторинг образовательного процесса, осуществляемый в школе в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в ней для развития и сопровождения одаренных учащихся.
Сроки реализации. Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год ). Включает : · Создание нормативно-правовой базы. · Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ. · Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей. · Организация методического обеспечения. · Повышение психолого-педагогической компетентности учителей. Второй этап – организационно – практический (2 года).
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
Ожидаемые результаты программы и показатели эффективности - Повышение качества образования. - Повышение показателей успешности детей: · увеличение числа учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах. · увеличение удельной доли одаренных детей, вовлечение в научно-исследовательскую, проектную деятельность. - Создание эффективной формы оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся («портфолио ученика»). - Внедрение системы поощрения и стимулирования детей, занимающихся научно исследовательской, проектной деятельностью. - Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми. - Создание имиджа школы, привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса, общественности, подтвержденного результатами социологических исследований. - Обобщение результатов работы с одарёнными учащимися. Методические результаты: - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Продукты деятельности проекта:
§ Пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми. § Пакет диагностического инструментария. § Разработка курса по психологии одаренности и педагогике для повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми. § Программа работы с одаренными детьми. § Авторские программы педагогов школы. § Научно – исследовательские работы учащихся, проекты, творческие работы. § Сборники литературных работ учащихся. § Методические разработки проведения олимпиад, конкурсов, конференций § Информационные проспекты и буклеты, тематические статьи и передачи в СМИ по результатам работы с одаренными детьми. § Научно-методические разработки, сборники материалов, научные статьи, презентации продуктов деятельности.
5. План работы по внедрению проекта
|