Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная

О школе
Сведения об организации
Официальная информация
История школы
Материально-техническое обеспечение
Модернизация образования
Противодействие коррупции

Документы
Нормативные документы
Локальные акты
Учебные планы и программы
Финансовые документы
Самоанализ

Методическая копилка
Методические объединения

Направления работы
Информатизация
Здоровьесбережение
Профориентация
Патриотизм

Публичный  отчет

Учебный процесс
Образовательные программы
Электронный образовательные ресурсы
Расписание

ЕГЭ, ГИА
ЕГЭ
ГИА

Внеклассная работа

Библиотека

Психолог

История школы

Школьные новости

Фотогаллерея

РОДИТЕЛЯМ
Прием в 1 классы

GISMETEO: Погода по г.Матвеев Курган

 

СТРАНИЧКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

   Социально – психологические проблемы современной семьи и воспитания

Анкета социально - психологическое ориентирование

ОБАЗЕЦ АНКЕТ 

5-9 кл 

Инструкция: прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже суждения, выберите и обведите вариант, который в наибольшей степени совпадает с Вашим мнением, в бланке ответов. Не пишите ничего в самом опроснике - только в бланке ответов.

N

Суждения

1

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я фантазирую о том, что все могло  быть иначе.

 

 

2

Я люблю все новое и неизвестное.

3

Я могу сказать одно, а сделать совсем другое.

4

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я стараюсь наилучшим образом решить проблему.

5

Если я чего-то захочу, меня трудно удержать.

6

Интернет отнимает у меня больше времени, чем мне бы хотелось.

7

Поскольку все спланировать невозможно, то не стоит и пытаться.

8

Я никогда не обманывал.

9

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я больше времени, чем обычно,

 

провожу один.

10

Мне трудно надолго на чем-то сосредоточиться.

11

Иногда из-за Интернета я забываю вовремя поесть или сделать важные дела.

12

Мне легко сказать одно, а сделать совсем другое.

13

Правила можно нарушать, если ты уверен, что прав.

14

Мне сложно доводить начатое дело до конца (учебу, домашние обязанности).

15

Я легко мог бы прожить без Интернета.

16

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я тщательно обдумываю, что можно

 

сделать, и только потом действую.

17

Я люблю проводить время дома.

18

Мобильный телефон мне очень нужен, когда приходится долго ждать или просто

 

нечего делать.

19

Я все рассказываю родителям.

20

Я бы хотел попробовать прыгнуть с парашютом или на тарзанке.

21

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я иду к другу, чтобы он помог мне

 

лучше осознать проблему.

 

22

 

Я всегда смогу себя контролировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

От любых проблем можно отвлечься в веселой компании.

 

 

 

 

 

 

 

24

 

Я не думаю о последствиях перед тем, как сделать что-нибудь.

 

 

 

 

 

25

 

Я никогда не списывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

Я часто бываю невнимательным (-ой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я представляю себя героем книг или

 

 

 

 

 

кино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

У меня возникает чувство беспокойства, когда ситуация как-то меняется.

 

 

 

 

 

29

 

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я обращаюсь к товарищу за советом -

 

 

 

 

 

как исправить ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

Если что-то не клеится, у меня появляется желание бросить это дело.

 

 

 

 

 

31

 

Я охотно перешел (-ла) бы в другую школу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю помощь от друга или

 

 

 

 

 

 

родственника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

 

Я легко переношу одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

Мое настроение часто и быстро меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

Я не представляю своей жизни без Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

Если у меня долго нет доступа в Интернет, то меня это раздражает.

 

 

 

 

 

37

 

Мне нравится проводить время дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

Мне нравится испытывать себя в разных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

39

 

Если я забыл телефон дома, мне некомфортно, я немного нервничаю.

 

 

 

 

 

40

 

Я все люблю делать по-своему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

Я люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

 

 

 

 

 

42

 

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю сочувствие, взаимное

 

 

 

 

 

 

понимание друзей, у которых та же проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

43

 

Если я чем-то увлекся, то могу забыть время.

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 

Как правило, когда я ем что-нибудь вкусное, то не останавливаюсь, пока все не съем.

 

 

45

 

Взрослые лучше знают, как правильно поступать.

 

 

 

 

 

 

 

46

 

Я всегда соблюдаю правила при переходе улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ОТВЕТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

полностью

частично

очень

полностью

 

N

полностью

частично

 

очень

 

полностью

 

 

 

совпадает

совпадает

мало

не

 

 

совпадает

совпадает

 

мало

 

не

 

 

 

 

 

 

 

совпадает

 

 

 

 

 

 

 

совпадает

 

 

 

 

 

 

 

10-11кл.

 

 

 

 

 

 

 

 Инструкция: прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже суждения выберите и обведите вариант, который в наибольшей степени совпадает с Вашим мнением, в бланке ответов. Не пишите ничего в самом опроснике - только в бланке ответов.

 

N

Суждения

1

У человека могут быть чувства и желания такой силы, что ему трудно себя

 

контролировать.

2

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я фантазирую о том, что все могло быть

 

иначе.

3

Я люблю все новое и неизвестное.

4

Представления о вреде алкоголя чаще всего преувеличены.

5

Я могу сказать одно, а сделать совсем другое.

6

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я стараюсь сделать все так, чтобы иметь

 

возможность наилучшим образом решить проблему.

7

Если я чего-то захочу, меня трудно удержать.

8

Интернет отнимает у меня больше времени, чем мне бы хотелось.

9

Поскольку все спланировать невозможно, то не стоит и пытаться.

10

Я никогда не обманывал.

11

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я больше времени, чем обычно, провожу

 

один.

12

Мне трудно надолго на чем-то сосредоточиться.

13

Иногда из-за Интернета я забываю вовремя поесть или сделать важные дела.

14

Мне нравится пирсинг и татуировки.

15

Мне легко сказать одно, а сделать совсем другое.

16

Нужно идти против всех правил, если ты уверен в своей правоте.

17

Мне сложно доводить начатое дело до конца (учебу, домашние обязанности).

18

Я легко мог бы прожить без Интернета.

19

Мне нравится получать новый, волнующий меня опыт, даже если он немного

 

необычный.

20

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я осуществляю поиск всех возможных

 

решений, прежде чем что-либо предпринять.

21

Я часто сижу с друзьями до упора, хотя отлично понимаю, что нужно идти домой.

22

Лучше прожить спокойную жизнь без сюрпризов, чем подвергать себя опасности.

23

Я люблю проводить время дома.

24

Мобильный телефон незаменим для меня, когда предстоит долгое ожидание или просто

 

нечего делать.

25

Я все рассказываю родителям.

26

Я бы хотел попробовать прыгнуть с парашютом или на тарзанке.

27

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я иду к другу, чтобы он помог мне

 

лучше осознать проблему.

28

Я всегда смогу себя контролировать.

29

От любых проблем можно отвлечься в веселой компании.

30

Я не думаю о последствиях перед тем, как сделать что-нибудь.

31

Я очень пунктуальный человек.

32

Я никогда не списывал.

33

Я ценю в жизни постоянство и определенность.

34

Без риска жизнь будет скучной.

35

Я часто бываю невнимательным (-ой).

36

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я представляю себя героем книг или

 

кино.

37

Лучше не думать о будущем, а жить сейчас.

38

У меня возникает чувство беспокойства, когда ситуация как-то меняется.

39

Я стараюсь избегать неосвещенных улиц.

40

В жизни нужно попробовать все.

41

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я обращаюсь к товарищу за советом -

 

как исправить ситуацию.

42

Если что-то не клеится, у меня появляется желание бросить это дело.

43

Мне нравится непредсказуемость.

44

Осторожность всегда приводит к нужным результатам.

45

Ради азарта можно и рискнуть.

46

У меня случаются вспышки гнева.

47

Я охотно перешел (-ла) бы в другую школу.

48

Самые лучшие вещи происходят, когда человек позволяет себе быть совершенно

 

свободным.

49

Я никогда не сплетничал.

50

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю помощь от друга или

 

родственника.

51

Спокойная и размеренная жизнь лучше, чем бурная, но опасная.

52

Я легко переношу одиночество.

53

Мое настроение часто и быстро меняется.

54

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я смотрю телевизор дольше, чем

 

обычно.

55

Я не представляю своей жизни без Интернета.

56

Избегать риска - это самое правильное поведение.

57

Если у меня долго нет доступа в Интернет, то меня это раздражает.

58

Мне нравится проводить время дома.

59

Мне нравится испытывать себя в разных ситуациях.

60

Если я забыл телефон дома, мне некомфортно, я немного нервничаю.

61

Мне не нравится, что Интернет часто заменяет реальное общение с друзьями и

 

близкими.

62

Определенность вызывает у меня скуку.

63

Общаться по мобильному телефону мне проще и удобнее, чем лично.

64

Меня мало интересует мнение других людей, я хочу прожить жизнь так, как мне

 

хочется.

65

Если не рисковать, то ничего не получишь.

66

Я люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

67

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю сочувствие, взаимное

 

понимание друзей, у которых та же проблема.

68

Если я чем-то увлекся, то могу забыть время.

69

Как правило, когда я ем что-нибудь вкусное, то не останавливаюсь, пока все не съем.

70

Взрослые лучше знают, как правильно поступать.

71

Я всегда соблюдаю правила при переходе улицы.

 

****************************************************************************

                                               Что делать, если ваш ребенок "зацепер"?

     Некоторые подростки хоть и не планируют совершать суицид, но совершенно не дорожат собственной жизнью. Чтобы получить максимум адреналина, они экстремально и опасно развлекаются. Таких людей называют зацеперами. В некоторых странах зацеперами становятся обычные граждане. Им приходится «цепляться» за общественный транспорт, висеть на ступеньках, подножках лишь бы доехать до работы. Это происходит из-за большой численности населения и невозможности добраться до нужного места иным путем. А есть страны, в которых из-за бедности люди передвигаются подобным образом, чтобы не платить за билет.
      Подростки-зацеперы ловят экстремальные ощущения. Они прыгают с вагона на вагон поезда во время его движения, висят на «хвосте» и снимают это на видео. Делается это для того, чтобы показать собственную «крутизну» и выделиться из толпы. Однако статистика неумолима, количество смертей здесь просто зашкаливает. Поэтому так важно вовремя отследить, не является ли именно ваш сын или дочь зацепером и своевременно принять меры.

       Возможно ваш ребенок зацепер, если:
1) Часто нарушает дисциплину, стал хуже учиться, хамит педагогам, ведет себя вызывающе, навлекая на себя неприятности специально.
2) Говорит, что у него все складывается неудачно в жизни, он хочет быть успешным хоть в каком-нибудь деле.
3) Стал неоправданно рисковать, был пойман на мелком воровстве, может с легкостью устроить драку, разрисовывать стены. Вы узнали, что он увлекается опасной ездой на машине или мотоцикле. На все ваши доводы о нецелесообразности и опасности поступков отвечает, что это все мелочи и ничего страшного не произошло.
4) Был замечен в употреблении алкоголя, психотропных веществ. Убегает из дома.
5) Один из его друзей имел попытку суицида.
6) Высказывается, что жизнь бессмысленна, и он хотел бы умереть.
7) Любит слушать песни о смерти, смотрит видеоролики, в которых люди кончают с собой.
Зацепером может быть и вполне благополучный, послушный ребенок. Поэтому так важно знать с кем и каким образом подросток проводит свое свободное время. Не лишним будет рассказать своему чаду и об обратной стороне такого «развлечения». Встреча с высоковольтными проводами, столбом, неловкое движение, и человек на огромной скорости падает на рельсы.
   
     Итогом «зацеперства» является большое количество глупых смертей. Если вы уже узнали, что ваш ребенок практикует подобное времяпрепровождение, сделайте все возможное, чтобы не допустить повторения. Покажите видеоролики несостоявшихся зацеперов. Расскажите о тех, кто хоть и выжил после этого, но остался инвалидом. Если понадобится, увозите ребенка как можно дальше от неблагополучной компании. Водите его в буквальном смысле за ручку в школьное учреждение, отслеживайте все его передвижения, обращайтесь к психологам. Сделайте все, чтобы вырвать подростка из этого круга. 
     Кроме таких жестких мер, существуют долгие разговоры по душам, желание понять ребенка, узнать причину такого увлечения. Постарайтесь направить энергию своего чада в такое русло, где он сможет получить выброс адреналина, но при этом риск для жизни будет сведен к минимуму. Важно, чтобы подросток почувствовал себя уверенным, начал понимать, что каждая жизнь бесценна, захотел пробовать что-то новое, завел адекватных друзей. Родители должны быть в этот период опорой и поддержкой, а не критиками и надзирателями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних.

*******************************************************************************************************************************

Советы выпускникам

 Обращение к большим деткам

ДОРОГОЙ ДРУГ!

В конце учебного года тебе предстоит серьезное испытание. Ты будешь сдавать экзамены! Для этого тебе придется сильно напрячься. Именно в это время тебе как никогда понадобится хорошо тренированная память, способность мгновенно собираться с мыслями и очень быстро, а главное, самостоятельно приводить себя в состояние внутреннего равновесия, без которого невозможно подготовиться ни к экзамену, ни к элементарной контрольной работе.

Если у тебя есть возможность и необходимость обратиться к психологу, сделай это задолго до экзаменов, и он подберет для тебя систему упражнений для индивидуальной работы или групповых тренингов. Если же такой возможности нет, то ты должен позаботиться о себе сам.

Вот упражнения для тренировки внимания и памяти, снятия физического и психоэмоционального напряжения, которые ты сможешь выполнять без посторонней помощи.

Итак, за дело!

 

КАК СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

 Тренировка устойчивости и распределения зрительного внимания

УПРАЖНЕНИЕ 1

Возьми небольшой газетный текст (столбец в двадцать-тридцать строк), выбери одну букву, которую ты будешь вычеркивать определенным образом. Делать это следует быстро. Засеки время, которое тебе потребовалось на это задание, и запиши его. Закончив, подсчитай количество неправильно зачеркнутых или пропущенных букв в тексте. Во время работы попробуй сосчитать количество вычеркнутых тобой букв. Проверь себя.

Если ошибок и пропусков не окажется, то у тебя высокий показатель устойчивости внимания, и ты можешь перейти к более сложному заданию. Если же ты допустил много ошибок, не расстраивайся и потренируйся еще. Все будет хорошо!

УПРАЖНЕНИЕ 2

Это упражнение также с буквенной корректурой. Но задание нужно несколько усложнить. Ты выбираешь две любые буквы и вычеркиваешь их различными значками. Подсчитай во время работы количество вычеркнутых букв. Заметь время, затраченное тобой на эту работу. Окончив, подсчитай количество ошибок и пропусков.

Ну как, результат утешительный? Тогда переходи к более сложному заданию.

УПРАЖНЕНИЕ 3

На этот раз выбери три буквы, две из которых вычеркни различными способами, а одну обведи кружком. Заметь время, которое ты затратишь на это издание. Закончив, подсчитай количество неправильно выделенных и пропущенных букв.

 

УПРАЖНЕНИЕ 4

Выполняется аналогично третьему заданию. Только во время работы необходимо сосчитать одновременно все выделенные тобой знаки в отдельности. По окончании работы проверь себя.

Выполнять подобные упражнения желательно по несколько минут через два-три дня. Поверьте, результат не замедлит сказаться!

УПРАЖНЕНИЕ 5

Для этой работы понадобятся небольшие тексты с простыми короткими предложениями.

Предварительно, не читая текста, перепиши его, «переворачивая» все слова наоборот. Проверь себя и, не подглядывая в исходный текст, восстанови его.

Например

Жизнь – замечательная штука. Радуюсь небу с ватными облаками, солнцу, легкому ветру. Огромная радость и беспричинное счастье! Словом, ВЕСНА!

Ьнзиж – яаньлетачемаз акутш. Ьсюудар убен с имынтав имакалбо, уцнлос, умокгел уртев. Яанморго ьтсодар и еонничирпсеб еьтсачс! Моволс, АНСЕВ!

 

КАК НАУЧИТЬСЯ СООБРАЖАТЬ БЫСТРЕЕ

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

Игра «Алфавит». Играющие вспоминают русский алфавит, но вместо букв называют существительные, начинающиеся на соответствующую букву.

Например

Ананас, бокал, ворона, горка, дубина, егоза, ёж, журавль, закат, иней, йод, кольцо, лошадь, магнат, начало, объем, проспект, рассказ, студент, транспорт, удивление, факт, характер, цепкость, честность, шорох, щедрость, Ъ, Ы, Ь, эгоизм., юмор, ясность.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Это упражнение аналогично предыдущему (основа для него также алфавит), но в алфавитном порядке называются прилагательные. Это существенно сложнее.

Например

Абрикосовый, бедный, вороной, грубый, добрый, ежевичный, ёмкий, жадный, знойный, интересный, йодистый, коварный, легковерный, могучий, напористый, опрометчивый, подземный, роскошный, скромный, тайный, ушлый, фирменный, хвастливый, царский, чудесный, шикарный, щуплый, Ъ, Ы, Ь, экстренный, юный, яркий.

  

КАК УЛУЧШИТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

  УПРАЖНЕНИЕ 1

Прочитай внимательно не менее двадцати слов про себя. Закрой глаза и сделай паузу примерно в двадцать секунд, снова прочитай слова. Затем запиши их по памяти, заменяя гласные буквы вертикальной чертой. Через один день восстанови слова, сверь восстановленные слова со словарем. Отметь количество ошибок.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выполняется аналогично предыдущему, но слова надо прочитать медленно вслух. Результат сравни с предыдущим упражнением. Если в данном случае показатели окажутся лучше, то подумай над тем, что, может быть, имеет смысл при подготовке и к урокам, и к экзаменам материал, представляющий для тебя некоторую сложность, прочитывать не только про себя, но и вслух.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Возьми любой текст (не более одной страницы). Прочитай его внимательно. Во время чтения считай предложения, запиши, сколько их. Проверь по тексту, точно ли ты подсчитал.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ БЫСТРО

УПРАЖНЕНИЕ 1  Работа с текстом. Возьми небольшой текст (не больше страницы). Перепиши его особым образом: после каждого слова, не отрывая руки, в течение десяти секунд рисуй мелкую петельку (зигзаг). После того как текст переписан, попробуй его пересказать вслух, закрыв одно ухо.

УПРАЖНЕНИЕ 2   Это тоже работа с текстом. Но здесь тебе понадобится помощь кого-нибудь из друзей или родственников. Попроси их продиктовать тебе медленно и отчетливо небольшой текст. Пауза между словами десять секунд, в течение которых ты рисуешь мелкую петельку или зигзаг. Перескажи записанный текст по памяти. Сформулируй коротко главную мысль.

УПРАЖНЕНИЕ 3   Рисование мелкой петельки или зигзага обеими руками одновременно сначала в одном направлении и затем навстречу друг другу.

УПРАЖНЕНИЕ 4   Рисование обеими руками одновременно одинаковых геометрических фигур, закрашивание их точками, вертикальная и горизонтальная штриховка.

 

КАК ПОБЕДИТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ УСТАЛОСТЬ

УПРАЖНЕНИЕ 1

Вытяни руки вперед, сожми и разожми кулаки с силой. Положи ладони на стол, раздвинув пальцы. Поочередно постучи каждым пальцем по столу, не отрывая самой ладони от поверхности. Снова с силой сожми кулаки, подержи их в таком состоянии секунд десять, разожми и максимально расслабь. Повтори два-три раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Сядь удобно, положив расслабленные руки на колени. Опусти голову на грудь. В таком положении посиди одну минуту. Подними голову, посмотри прямо перед собой, плавно поверни голову влево и подержи ее в этом положении секунд десять, затем вправо тоже на десять секунд.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Сведи плечи вперед с силой, задержи их в этом положении на десять-пятнадцать секунд, расслабься, соедини лопатки также на десять-пятнадцать секунд, а затем снова расслабься. Подними плечи, отпусти. Поочередно подними правое и левое плечо по три-четыре раза. Снова расслабься. Сделай глубокий вдох через нос (животом, контроль – рука на животе), задержи дыхание, с силой выдохни.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Поставь согнутые в коленях ноги на полную стопу, расстояние между параллельно стоящими ступнями тридцать-сорок см. Приподними пятки и подержи так секунд пять, опусти пятки резко, подними носки, опираясь на пятки и напрягая пальцы ног (пять секунд). Исходное положение – сидя. Вытяни ноги вперед и приподними на десять-двадцать см от пола, повращай стопами над полом по часовой стрелке и против. Слегка разведи прямые ноги, соедини их медленно (повтори четыре-шесть раз). Согни ноги в коленях, поставив их на полную стопу на ширину плеч.

Поверь, что это все приведет тебя в полный порядок! Можешь продолжать свою работу, если, конечно, еще хочешь!

Не нужно стараться во время каждого мини-перерыва выполнить все то, о чем написано выше. Пусть каждая пауза будет посвящена чему-то одному. Но помни, чтобы достичь максимального эффекта, такие физкультминутки (три-пять минут) желательно проводить ежечасно. Нельзя их совмещать с такими приятными и важными делами, как треп по телефону, игра в «бродилки», «стрелялки» или поедание поощрительной премии – шоколадки!

 

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

И теперь, одна из самых важных проблем – это проблема психологической готовности к сдаче экзамена, способности вовремя взять себя в руки и не потерять голову от страха.

Всем знакомо это противное ощущение мокрых ладоней, мелкой дрожи в коленях и мучительной неподвижности языка при бешено скачущих и разбегающихся мыслях.

Что же делать? Оказывается, это состояние можно научиться держать под контролем и достаточно быстро от него избавляться, переводя его в состояние воодушевления, которое может стать твоим союзником.

Дабы в кризисных ситуациях не терять голову, необходимо при подготовке не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Ведь в экстремальной ситуации научиться плавать красиво, безупречно владея мышцами, нельзя. Можно только выплыть и отдышаться.

Научись выполнять несколько очень простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже улучшить испорченное настроение.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Сосредоточься на формуле «я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. Позволь им проплывать, подобно легким пушистым облакам в чистом голубом небе.

Мысленно повтори пять-шесть раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен».

Снова пять-шесть раз произнеси формулу: «Левая рука тяжелая».

Опять медленно про себя произнеси: «Я спокоен».

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, можно кисти сжать в кулаки и открыть глаза, сделав глубокий вдох и выдох. Затем аналогичное упражнение проделай с ногами.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выполняется аналогично предыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь попробуй то же с ногами.

Эти и подобные упражнения желательно выполнять регулярно, но не более трех-пяти минут.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение и сосредоточиться. Освой несколько несложных приемов, в основе которых лежит принцип четырехфазного дыхания (активные фазы – вдох и выдох, пассивные – задержки на вдохе и выдохе).

УПРАЖНЕНИЕ  3

Сделай глубокий вдох через нос (четыре-шесть сек.). Медленно подними руки до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточь свое внимание в центре ладоней. Ты почувствуешь сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Задержи дыхание на четыре-шесть секунд.

Выдохни с силой через рот в течение четырех-шести секунд. Выдыхая, рисуй перед собой в воздухе вертикальные волны обеими руками одновременно.

Снова задержи дыхание на две-три секунды.

Дышать подобным образом надо не более двух-трех минут.

Это замечательное упражнение, но хорошо оно только в домашней спокойной обстановке. В условиях же кризисной ситуации (экзамены, контрольная работа и т.д.), я думаю, тебя неправильно поймут, если ты начнешь махать перед собой руками! Поэтому советую тебе освоить еще один вариант ритмического дыхания, которым ты можешь воспользоваться в любое время и в любом месте.

 УПРАЖНЕНИЕ 4

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Глубокий, очень медленный вдох через нос. Задержка дыхания на максимально возможное время. Как можно более медленный плавный выдох через нос. Задержка дыхания на две-три секунды и т.д.

Выполнять это упражнение в течение двух-трех минут.

Затратив всего пять-шесть минут на эти расслабляющие упражнения, ты увидишь, как изменилось твое самочувствие и настроение.

И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться. Ну рекомендовать-то это легко, а вот как сделать? Подушка становится горячей и словно каменной. Простыни сбиваются и доставляют страдания каждой своей складочкой. Одеяло сбивается в пододеяльнике в тяжелый ком. Словом, мучениям нет конца!

Что же делать, чтобы погрузиться в здоровый, крепкий сон побыстрее, а не провалиться в тяжкое изнурительное забытье через несколько часов безуспешного верченья? Как показывает печальный опыт предыдущих поколений, считать слонов, овец и прочую живность совершенно бесполезно.

Попробуй несколько релаксационных и дыхательных упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Надо лечь на спину, сделать глубокий вдох через нос и вытянуться всем телом, потянувшись пятками вперед, задержать дыхание как можно дольше. Мысленно проследить за тем, чтобы все тело от кончиков пальцев ног до пальцев рук было натянуто, как струна.

Выдохнуть медленно с силой и расслабить каждую мышцу своего тела, внутренним взором отслеживая расслабление от пальцев рук к ногам. Снова задержать дыхание на две-три секунды. Затем два-три свободных вдоха и выдоха. И снова повторить сначала три-четыре раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6 Это упражнение также выполняется лежа на спине. Раскинь руки в стороны, насколько это возможно в твоей постели. Сделай глубокий вдох, поверни голову влево, а таз и ноги влево (выполняй семь раз), а затем сделай выдох и пятнадцать-двадцать секунд подыши свободно.

Снова сделай глубокий вдох, задержи дыхание, поверни голову влево и мысленно похвали себя за то, что ты сделал за этот день, верни голову в исходное положение, выдохнув через нос.

Опять глубокий вдох и поворот головы вправо. Задержи дыхание и пожелай себе удачи на завтра. Снова выдохни и верни голову в исходное положение.

Делаешь два-три свободных вдоха-выдоха, закрываешь глаза, представляешь картинку, которая бы ассоциировалась с состоянием полного покоя, и СПОКОЙНОЙ НОЧИ!!! Пусть тебе повезет завтра и всегда!

  

НАКАНУНЕ. УТРО

 

Что делать, если уже пора, а вставать совершенно не хочется???

УПРАЖНЕНИЕ 1

Для начала потянись пятками вперед, вытянув руки, всем телом ощущая напряжение – от пальцев ног до пальцев рук.

Через десять-пятнадцать секунд расслабься, прослеживая внутренним взором за тем, как постепенно размягчаются, расплываются мышцы, начиная с пальцев рук, заканчивая пальцами ног.

Затем напряги все части тела поочередно. Начни с шеи и плеч (ощути сильное тепло в этой части тела). Затем тепло с напряжением перетекает в руки, оставляя голову, шею, плечи легкими и звенящими.

Далее волна напряжения медленно опускается на живот и ягодицы, потом от бедер к пальцам ног. Фиксировать внимание на каждой части тела необходимо в течение десяти-пятнадцати секунд.

Теперь надо с силой снова потянуться всем телом, напрягая его полностью, и затем резко расслабиться. Вставать сразу не надо.

Сделай несколько глубоких плавных вдохов и выдохов, похвали себя искренне, пожелай себе удачи и вставай.

Доброе утро!

Прими прохладный душ. А теперь чашечку зеленого чая (или черного). Желательно, конечно, позавтракать, но если не лезет кусок в горло, то попробуй съесть кусочек шоколада или сыра. Не старайся впихнуть в это время в свою многострадальную голову недостающую порцию знаний. Думай о чем-нибудь приятном, а лучше постарайся не думать вовсе, пусть мысли текут сами по себе плавно, медленно, подобно водам широкой, спокойной реки.

Удачи!

Советы родителям